Учимся произносить «р»: простые упражнения

Учимся произносить «р»: простые упражнения

Первые слова малыша приносят маме и папе много радости. Но, как только ребенок становится старше, неразборчивого лепетания родителям уже недостаточно, и это объяснимо, ведь они желают своему ребенку самого лучшего, а от хорошей, правильной речи зависят и успехи в школе, и то, как ребенка будут воспринимать сверстники.

Путь к чистому произношению нередко бывает весьма непрост: одним детям трудно даются шипящие, другие «съедают» окончания слов, кто-то делает глухими звонкие согласные. Но, пожалуй, самым сложным звуком едва ли не для всех оказывается «р» (в детской речи он может заменяться на «л», произноситься гортанно или вовсе пропускаться).

Почему же так сложно одолеть этот «рычащий» звук? Причины существуют разные:

  • недостаточное развитие речевого аппарата (мышц губ, языка);
  • неверное (например, прерывистое) дыхание во время произношения;
  • ребенок плохо или редко слышит слова с таким звуком (например, родители проглатывают его в речи);
  • короткая уздечка языка (этот дефект устраняется хирургическим путем).

Если ребенку меньше 5 лет, и он еще не научился произносить «р», повода для беспокойства пока нет, и обращаться к логопеду не обязательно, но заниматься дома необходимо. Ведь речь, как и любой другой навык, требует регулярных тренировок.

Перед тем, как начать занятия, проверьте подвижность органов речи ребенка:

  • Попросите ребенка открывать и закрывать рот, создавая губами шлепающий звук.
  • Пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом быстро спрячет. Чтобы было интереснее выполнять это упражнение, можете делать его вместе перед зеркалом и проверить, у кого язык длиннее.
  • Попросите ребенка высунуть язык и подвигать им сначала вверх-вниз, а потом влево-вправо.
  • Теперь нужно высунуть язык так, чтобы скрыть нижнюю губу, зафиксировать это положение на 15 секунд.
  • Затем нужно вытягивать губы в трубочку и растягивать в широкую улыбку.
  • Попросите ребенка пересчитать языком все зубки (сначала в верхнем ряду, потом в нижнем), касаясь каждого по очередь.
  • Пусть ребенок широко откроет рот и на 15−20 секунд зафиксирует кончик языка на бугорках на небе. Такое упражнение помогает растянуть мышцы языка и подъязычную связку.
  • Попросите ребенка широко улыбнуться и, не меняя положения губ, легко покусать кончик языка 10 раз. Это упражнение помогает активизировать мышцы языка.
  • Пусть ребенок поцокает языком, изображая как скачет лошадь — 10−20 раз. Это упражнение помогает растянуть подъязычную связку.

Если какие-то из упражнений дались малышу с трудом, устраивайте такую «зарядку» регулярно — выполняйте упражнения ежедневно или через день. Они совсем не сложные, но позволяют быстро натренировать речевой аппарат.

Произносим звук «р»

Как только у ребенка станут хорошо получаться упражнения для тренировки речевого аппарата, можно переходить к постановке звука «р».

  • -Изображайте звуки (р-рр-р — лев рычит, тр-тр-тр — едет трактор, кар-кар — кричит ворона). Чтобы заниматься было интереснее, сделайте поделку-тигренка (ссылка на поделку), который станет отличным помощником в ваших занятиях.
  • -Составьте список простых слов, в которых есть звук «р» (рыба, рак, гриб, рука, карандаш) и попросите ребенка их повторить
  • -Выучите стихи и скороговорки, в которых часто встречается звук «р» («Ехал грека через реку», «На дворе трава…»).
  • Росомаха, встретив рысь,
  • Прорычала: «Постыдись!
    Почему ты без хвоста?
    Разве это красота?
    Рысь сказала: «На природе
    Быть с хвостом теперь не в моде».

Правила успешных занятий

  • Проводите занятия в форме веселой, увлекательной игры.
  • Выбирайте время занятий так, чтобы ребенок не был в этот момент заинтересован чем-то другим.
  • Произносите все слова сначала вместе с ребенком, повернувшись к нему лицом, чтобы он хорошо видел ваши губы и зубы. Объясните, как должен вибрировать язык при произнесении «р».
  • Если вы добились первых успехов и у ребенка получилось произнести «р», не бросайте занятия, а хорошо закрепите навык.

На постановку звука «р» может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Но если вы по истечении длительного времени все-таки не замечаете прогресса, лучше обратиться к специалисту. Логопед сможет точно определить причину затрудненного произношения и подберет нужные методы коррекции.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • Маргарита Сергеева
    Большое значение имеет то, как вы сами к этому относитесь — это да. Вот у нас дома например всю жизнь стояла шведская стенка, самая простая с перекладинами, похожая на такую shved-stenka.ru/derevyannaya/karussell-vraspork-stene-1.html, нам с братом было интересно, мы с удовольствием лазали по ней. У подруги дома ничего такого не было, и когда она приходила к нам в гости искренне удивлялась, что у нас есть такая штуковина и мы на ней занимаемся — у них дома считали, что спорт для дураков, которым заняться нечем. Вот откуда ноги то растут!)
  • Анна Клименко
    Родила в начале ноября, переживаю за малыша чтоб не было ничего подобного с ним. Спрашивала в роддоме у педиатра как такого избежать. Нам прописали Аквавит Д3, для профилактики рахита. Капаю по одной капли в молочную смесь или в водичку. Витамины не берутся плёнкой, они водорастворимые.
  • Кристина Кузьменко
    09.01.2019 в 16:15
    Кристина Кузьменко
    Гиперактивность детей дошкольного возраста
    А как обходиться, если ребенок непослушный? Ведь большинство детей в таком возрасте не способны обучаться, если существуют проблемы в поведении. На сайте people-healths.ru/vospitanie-doshkolnika/ сказано, что гиперактивных детей довольно сложно приучить к дисциплине. Вот и моему ребенку поставили такой диагноз психологи. просто не понимаю, как его угомонить? «Шило в одном месте» буквально мешает ему запоминать даже небольшие правила
  • sofiek
    20.11.2018 в 12:03
    sofiek
    Салат "Зайчик"
    Забавный

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.