Такие разные педагогики

Такие разные педагогики

Три-четыре года — возраст, когда характер ребенка впервые начинает проявляться по-настоящему ярко. Уже становится понятно, уступчив малыш или упрям, миролюбив или склонен проявлять агрессию. Неудивительно, что многие родители задумываются о том, как же правильно воспитывать ребенка, который — теперь-то это совершенно ясно! — является неповторимой личностью.

Традиционный подход, суть которого можно выразить в словах «делай, что я говорю», поначалу кажется очень эффективным. Поскольку взрослый (родитель или воспитатель) явно больше и сильнее, ребенок вынужден его слушаться, хотя бы из страха перед наказанием. Но очень часто именно такое воспитание не дает в полной мере развиться талантам и способностям ребенка, зато приводит к формированию комплексов и конфликтам между отцами и детьми.

Но есть ли другие варианты?

Оказывается, да.

Один из них — вальдорфская педагогика, принципы которой были сформулированы Рудольфом Штайнером в начале XX века. Этот своеобразный подход довольно популярен и сейчас, он используется и в домашнем воспитании, и в детских садах, и в школах.

Вальдорфская педагогика приспосабливается к естественному развитию ребенка, благодаря чему дети учатся легко и с удовольствием. В детском саду, работающем по таким принципам, формируются разновозрастные группы (аналог большой семьи, в которой младшие дети учатся у старших), а воспитатель, хотя и проводит общие занятия, никого не принуждает в них участвовать — все делается исключительно по желанию ребенка. Развивающих занятий в привычном виде («Дети, а сейчас мы будем делать аппликацию!») в вальдорфском саду обычно нет. Зато дети играют с красками, лепят из глины, играют в музыкальные игры, слушают сказки. Как правило, дети чувствуют себя в вальдорфских детских садах вполне комфортно, происходящее им нравится. Однако, посещая такой детский сад, ребенок едва ли будет готов к школе: он не будет знать букв и цифр, переход от неформальных занятий к традиционным урокам будет для него стрессом, как и необходимость слушаться учителя и выполнять все его указания… Кроме того, штайнеровский подход в его традиционном виде подразумевает отказ от фабричных игрушек (используются только самодельные куклы), а также значительно ограничивает кругозор ребенка (значительная часть детской литературы, как современной, так и уже ставшей классикой, оказывается под запретом).

Другой педагогический метод, пользующийся сейчас большой популярностью, разработала итальянка Мария Монтессори. Она предложила использовать способность ребенка к самообучению и самовоспитанию, просто помогая ему двигаться по избранному пути. Детские сады Монтессори отличает особая обстановка: в них каждый предмет является дидактическим пособием. Традиционных занятий-уроков здесь тоже нет, дети вольны заниматься тем, что им нравится, а воспитатель присоединяется к ним, если это становится необходимым, направляет детей, находя к каждому индивидуальный подход. В детских садах Монтессори (в отличие от вальдорфских) дети учатся тому же, чему в обычных: рисовать, раскрашивать, вырезать, сортировать предметы по цвету и размеру и т. д. Кроме того (и в этом тоже заключается существенное отличие от вальдорфской педагогики), воспитатели, работающие по системе Монтессори, не имеют ничего против того, чтобы ребенок посещал другие занятия, например, для подготовки к школе.

В восьмидесятых годах XX века группа советских специалистов предложила подход к воспитанию и образованию, получивший название «педагогика сотрудничества». Здесь в основу положен принцип «делай, как я» — то есть задачей воспитателя становится не давать ребенку указания, а подать ему хороший пример. Придерживаться этого принципа родителям рекомендуют многие педагоги и психологи: хотите, чтобы ребенок рос аккуратным, — будьте аккуратны сами, хотите, чтобы ребенок не переедал, — перестаньте кусочничать, хотите, чтобы ребенок рос активным, — выключайте телевизор и отправляйтесь на стадион…

Подходов к воспитанию много. Одни уже доказали свою состоятельность, другие, напротив, вызвали массу критических отзывов (например, «зеленые дома» Франсуазы Дольто), и, наверное, изучить их все для среднего родителя просто невозможно. А вот узнать своего ребенка, принять во внимание его особенности — не только можно, но и просто необходимо. Потребуются для этого не только умные книжки и описания психологических методик, но и забота, внимание, любовь. Не скупитесь на них!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • Маргарита Сергеева
    Большое значение имеет то, как вы сами к этому относитесь — это да. Вот у нас дома например всю жизнь стояла шведская стенка, самая простая с перекладинами, похожая на такую shved-stenka.ru/derevyannaya/karussell-vraspork-stene-1.html, нам с братом было интересно, мы с удовольствием лазали по ней. У подруги дома ничего такого не было, и когда она приходила к нам в гости искренне удивлялась, что у нас есть такая штуковина и мы на ней занимаемся — у них дома считали, что спорт для дураков, которым заняться нечем. Вот откуда ноги то растут!)
  • Анна Клименко
    Родила в начале ноября, переживаю за малыша чтоб не было ничего подобного с ним. Спрашивала в роддоме у педиатра как такого избежать. Нам прописали Аквавит Д3, для профилактики рахита. Капаю по одной капли в молочную смесь или в водичку. Витамины не берутся плёнкой, они водорастворимые.
  • Кристина Кузьменко
    09.01.2019 в 16:15
    Кристина Кузьменко
    Гиперактивность детей дошкольного возраста
    А как обходиться, если ребенок непослушный? Ведь большинство детей в таком возрасте не способны обучаться, если существуют проблемы в поведении. На сайте people-healths.ru/vospitanie-doshkolnika/ сказано, что гиперактивных детей довольно сложно приучить к дисциплине. Вот и моему ребенку поставили такой диагноз психологи. просто не понимаю, как его угомонить? «Шило в одном месте» буквально мешает ему запоминать даже небольшие правила
  • sofiek
    20.11.2018 в 12:03
    sofiek
    Салат "Зайчик"
    Забавный

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.