Слово за словом: как развивается речь ребенка?

Слово за словом: как развивается речь ребенка?

Речь — один из самых объективных показателей степени интеллектуального развития ребенка. От того, насколько уверенно чадо выражает свои мысли, зависят его будущие успехи! Что нужно знать о развитии речи?

Вспомним первое слово

Давайте оглянемся назад и вспомним, с чего «началась» речь вашего ребенка? Вполне вероятно, он, как и большинство детей, произнес свои первые слова в 8 — 10 месяцев. Правда, сделал это неосознанно, повторяя звуки за вами.

Осознанная речь формируется у малышей в 1,5 года. В этом возрасте ребенок называет знакомые предметы, хорошо понимает, когда разговаривают именно с ним, и в его лексиконе уже может быть 20 слов.

Когда малышу исполнилось 2 года, он стал настоящим собеседником! Ребенок уже строит простые предложения, понимает вопросы и смело использует в речи слова, состоящие больше чем из двух слогов. Что происходит дальше?

Чудеса речи: свободное общение!

Формирование речи происходит в первые 5 лет жизни. Как меняется и каким становится разговор ребенка?

В 3 — 4 года простые предложения, которыми малыш изъяснялся в возрасте двух лет, он заменяет «взрослыми» — сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями речи.

Сейчас ему огромное удовольствие доставляют игры вроде «Сочиняем сказку». Правда, в качестве подспорья для игры стоит использовать серию картинок, которые можно разложить на столе и предложить малышу описать их сюжеты, составив связи между ними. Самые первые сказки потребуют большой инициативы и участия родителей, но с каждой историей родителям стоит больше инициативы передавать малышу, время от времени задавая ему наводящие вопросы.

В возрасте 4 — 5 лет наступает время пополнения активного словарного запаса ребенка. К тому же, в этот период кроха уже должен знать обобщающие понятия — к примеру, «мебель», «домашние животные», «времена года», «одежда», «посуда».

Когда малышу исполнится 5 лет, он станет уверенно, без сомнений называть отличия предметов по форме, цвету, размеру. Также его лексикон заметно пополнится словами, обозначающими различные варианты действий — он запомнит и станет использовать множество глаголов!

В этом возрасте малыша перед родителями встает новая задача: теперь чадо нужно не просто разговорить! И если раньше малыш не строил сложных предложений — с согласованием времен и относительно сложными конструкциями, то теперь, когда его речь становится «насыщеннее», следует обратить внимание на ее грамматическую сторону: правильно ли ребенок согласует число и род, не путает ли настоящее, прошедшее и будущее? И если вы замечаете «путаницу», предложите малышу подходящие упражнения для развития речи!

Помимо грамматической стройности речи, обратите внимание и на то, насколько правильно малыш произносит слова. Педагоги уверяют, что привычка слегка коверкать слова, которая кажется такой забавной в раннем дошкольном детстве, может сказаться на том, насколько быстро будущий школьник освоит письмо!

Произношение малыша зависит от степени развития его слуха. По данным профессора и доктора педагогических наук, ведущего специалиста в области дошкольной логопедии Татьяны Борисовны Филичевой, около 40% детей в возрасте 5-ти лет, то есть тогда, когда речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка.

В связи с этим, педагоги подсказывают родителям: формирования произношения у детей будет более успешным, если развивающая работа будет направлена на совершенствование трех видов слуха — физического, музыкального и фонематического.

Физический слух позволяет крохе улавливать и различать звуки окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). С помощью этого типа слуха малыш отличает окружающие его звуки (шум дождя за окном, гудки машин, музыку) по громкости, он также может определить источник и направление звука. У здоровых от рождения крох этот тип слуха развивается естественно — с каждым днем жизни. С точки зрения участия физического слуха в формировании речи логопеды отмечают, что он помогает ребенку воспроизвести ритм и темп речи. В случае если физический слух не развит, возникают такие нарушения речи, как заикание

Музыкальный слух позволяет малышу верно спеть услышанную мелодию. Этот же тип слуха поможет крохе уловить и воспроизвести особенности произнесения звуков иностранных языков.

Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи, а значит и быстрого понимания, что говорит собеседник.

Будьте внимательны: прислушивайтесь к речи своего чада, с интересом поддерживайте диалог, играйте в рассказы, и уже к школе малыш сможет стройно и правильно выразить свои мысли, ответить на вопрос учителя и поделиться с вами впечатлениями о своей учебе!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • Ирина Кондратьева (Кукконен)
    21.11.2019 в 18:12
    Ирина Кондратьева (Кукконен)
    Какие витамины необходимы ребенку в осенне-зимний период?
    Полностью согласна со статьей, витамины С, Е и Д крайне важны для иммунитета и здоровья ребенка. И если первые два витамина модно восполнить с помощью продуктов, то витамин Д «добыть» не так просто. Поэтому иы без Аквадетрима никуда. Даю рано утром всего по две капельки, а польза огромная. Ребенок всегда в хорошем настроение, болеем крайне редко.
  • Маргарита Сергеева
    Большое значение имеет то, как вы сами к этому относитесь — это да. Вот у нас дома например всю жизнь стояла шведская стенка, самая простая с перекладинами, похожая на такую shved-stenka.ru/derevyannaya/karussell-vraspork-stene-1.html, нам с братом было интересно, мы с удовольствием лазали по ней. У подруги дома ничего такого не было, и когда она приходила к нам в гости искренне удивлялась, что у нас есть такая штуковина и мы на ней занимаемся — у них дома считали, что спорт для дураков, которым заняться нечем. Вот откуда ноги то растут!)
  • Анна Клименко
    Родила в начале ноября, переживаю за малыша чтоб не было ничего подобного с ним. Спрашивала в роддоме у педиатра как такого избежать. Нам прописали Аквавит Д3, для профилактики рахита. Капаю по одной капли в молочную смесь или в водичку. Витамины не берутся плёнкой, они водорастворимые.
  • Кристина Кузьменко
    09.01.2019 в 16:15
    Кристина Кузьменко
    Гиперактивность детей дошкольного возраста
    А как обходиться, если ребенок непослушный? Ведь большинство детей в таком возрасте не способны обучаться, если существуют проблемы в поведении. На сайте people-healths.ru/vospitanie-doshkolnika/ сказано, что гиперактивных детей довольно сложно приучить к дисциплине. Вот и моему ребенку поставили такой диагноз психологи. просто не понимаю, как его угомонить? «Шило в одном месте» буквально мешает ему запоминать даже небольшие правила

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.