Ребенок-левша едва ли не с рождения заметно отличается от других. Уже в раннем возрасте такие дети демонстрируют творческие способности, смекалку и отличную память. Процесс подготовки левши к школе тоже имеет ряд особенностей. На что стоит обратить внимание родителям?
Как определить левшу?
По статистике, лишь каждый седьмой человек на Земле является левшой. Первые признаки леворукости проявляются у ребенка уже на 1−2 году жизни, когда становится заметно, какой рукой малыш пользуется чаще — держит ложку, карандаш, берет игрушку. Специалисты полагают, что эта особенность является врожденной и нередко объясняется наследственными причинами. К примеру, если хотя бы один из родителей — левша, в 20% случаев ребенок тоже рождается леворуким, если левая рука — ведущая у обоих родителей, шансы появления такого же признака у ребенка увеличиваются до 50%.
Учитывая, что с 2 до 4 лет у детей, как правило, активны обе руки, и предпочтение одной из них формируется позже, определять, является ли ваш ребенок левшой, целесообразно после 4 лет. Для этого можно провести несколько несложных тестов. Понаблюдайте, как ваш сын или дочь выполняет следующие действия:
- строит башню из конструктора;
- собирает игрушки, кубики или мелкие предметы с пола;
- чистит зубы;
- рисует;
- подметает;
- расчесывается;
- откручивает крышку от бутылки;
- чистит мандарин.
Если большинство этих действий он выполняет левой рукой, перед нами левша. Для чистоты эксперимента можете еще предложить ребенку посмотреть в калейдоскоп или послушать, как тикают часы. Если он будет смотреть левым глазом и поднесет часы к левому уху, ваша догадка верна.
Чем отличаются левши и правши?
У левшей, как правило, больше развито правое полушарие мозга, отвечающее за фантазию, выдумку, память, творческие способности. Уже начиная с трех лет, они лучше, чем другие дети лепят из пластилина, рисуют, а также демонстрируют хороший музыкальный слух.
Ребенок-левша еще и более эмоционален, доверчив, нередко попадает под влияние сиюминутного настроения, сложнее справляется с неудачами. Родителям нужно быть внимательным к такому малышу и помогать справляться с эмоциями и переживаниями.
Переучивать или нет?
В течение долгого времени в школах и детских садах слово «леворукий» было едва ли не ругательством и таких детей педагоги, да и сами родители старались переучить. Сегодня психологи склоняются к мнению, что переучивать левшу нельзя! Все дело в особенностях работы головного мозга. Насильственная смена ведущей руки влияет и на сложившуюся систему работы мозга и в итоге может привести к негативным последствиям.
Переучивание левши нередко приводит к проявлениям нервозности и плаксивости, быстрой утомляемости, проблемам со сном, формированию плохого почерка и трудностям в выполнении школьных заданий.
Подготовка к школе
Специальной методики обучения левшей в школах не существует по сей день, поэтому заниматься с ребенком (особенно при подготовке к первому классу и на протяжении первых лет учебы) придется родителям. Основные сложности у детей с ведущей левой рукой могут возникать в формировании навыков письма, чтения и счета. Это связано с тем, что у левшей нередко нарушено зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
Отсюда могут возникать:
- медленный темп письма;
- замена одних геометрических фигур другими (например, круг-овал);
- неровный почерк;
- зеркальное написание букв, цифр, слов.
Зеркальное письмо является наиболее распространенной проблемой. К примеру, ребенок может писать слова, начиная с последней буквы или менять разворот отдельных букв в противоположную сторону. Особенно часто это проявляется, когда ребенок устал или невнимателен.
Другая сложность — выработка техники письма. Если ребенок обучается той же технике письма, что и праворукие дети, он закрывает строку кистью руки, размазывает чернила, при письме ему приходится делать усилие, толкать ручку вперед. Для левши неудобным является как левонаклонное, так и правонаклонное письмо, поэтому специалисты советуют приучать ребенка к написанию букв без наклона, прямо, разворачивая при этом тетрадь вправо. Так строка будет открыта и хорошо видна. Держать ручку можно либо так же, как держат правши, либо «крючком», когда рука располагается над строкой. От леворукого ребенка ни в коем случае нельзя требовать безотрывного письма.
Чтобы подготовить ребенка к школе, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- развитие мелкой моторики обеих рук (завязывать шнурки, расстегивать пуговицы, собирать мозаику);
- выполнение упражнений для кисти левой руки:
— вращать кулаком в разных направлениях,
— поочередно прижимать пальчики сначала к третьим суставам, затем к ладони;
— широко развести пальцы, затем медленно и плавно соединять;
— широко развести пальцы, и соединять-разводить поочередно: указательный-средний, мизинец-безымянный;
- развитие пространственной ориентации (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, по часовой стрелке, против часовой стрелки);
- способность заранее спланировать движение, например, рисовать волны, соединять точки, обводить фигуры, срисовывать;
- выбор канцелярских принадлежностей (ножницы для леворуких имеют иное расположение лезвий, что позволяет ребенку хорошо видеть линию разреза; лезвие в точилке тоже расположено иначе, чтобы было удобнее затачивать карандаш; специальные шариковые ручки учитывают особенность расположения левой руки при письме, имеют мягкую зону захвата, быстро сохнущие чернила, а иногда еще и особую, изогнутую форму.
Хвалите ребенка за любые, даже самые маленькие, достижения и не делайте акцент на его исключительности, чтобы не давать повод чувствовать себя в меньшинстве, лучше подчеркивайте другие особенности, например, способность хорошо петь или быстро учить стихи, благо талантов у маленького левши всегда хватает!