Ребенок-левша: готовимся к школе

Ребенок-левша: готовимся к школе

Ребенок-левша едва ли не с рождения заметно отличается от других. Уже в раннем возрасте такие дети демонстрируют творческие способности, смекалку и отличную память. Процесс подготовки левши к школе тоже имеет ряд особенностей. На что стоит обратить внимание родителям?

Как определить левшу?

По статистике, лишь каждый седьмой человек на Земле является левшой. Первые признаки леворукости проявляются у ребенка уже на 1−2 году жизни, когда становится заметно, какой рукой малыш пользуется чаще — держит ложку, карандаш, берет игрушку. Специалисты полагают, что эта особенность является врожденной и нередко объясняется наследственными причинами. К примеру, если хотя бы один из родителей — левша, в 20% случаев ребенок тоже рождается леворуким, если левая рука — ведущая у обоих родителей, шансы появления такого же признака у ребенка увеличиваются до 50%.

Учитывая, что с 2 до 4 лет у детей, как правило, активны обе руки, и предпочтение одной из них формируется позже, определять, является ли ваш ребенок левшой, целесообразно после 4 лет. Для этого можно провести несколько несложных тестов. Понаблюдайте, как ваш сын или дочь выполняет следующие действия:

  • строит башню из конструктора;
  • собирает игрушки, кубики или мелкие предметы с пола;
  • чистит зубы;
  • рисует;
  • подметает;
  • расчесывается;
  • откручивает крышку от бутылки;
  • чистит мандарин.

Если большинство этих действий он выполняет левой рукой, перед нами левша. Для чистоты эксперимента можете еще предложить ребенку посмотреть в калейдоскоп или послушать, как тикают часы. Если он будет смотреть левым глазом и поднесет часы к левому уху, ваша догадка верна.

Чем отличаются левши и правши?

У левшей, как правило, больше развито правое полушарие мозга, отвечающее за фантазию, выдумку, память, творческие способности. Уже начиная с трех лет, они лучше, чем другие дети лепят из пластилина, рисуют, а также демонстрируют хороший музыкальный слух.

Ребенок-левша еще и более эмоционален, доверчив, нередко попадает под влияние сиюминутного настроения, сложнее справляется с неудачами. Родителям нужно быть внимательным к такому малышу и помогать справляться с эмоциями и переживаниями.

Переучивать или нет?

В течение долгого времени в школах и детских садах слово «леворукий» было едва ли не ругательством и таких детей педагоги, да и сами родители старались переучить. Сегодня психологи склоняются к мнению, что переучивать левшу нельзя! Все дело в особенностях работы головного мозга. Насильственная смена ведущей руки влияет и на сложившуюся систему работы мозга и в итоге может привести к негативным последствиям.

Переучивание левши нередко приводит к проявлениям нервозности и плаксивости, быстрой утомляемости, проблемам со сном, формированию плохого почерка и трудностям в выполнении школьных заданий.

Подготовка к школе

Специальной методики обучения левшей в школах не существует по сей день, поэтому заниматься с ребенком (особенно при подготовке к первому классу и на протяжении первых лет учебы) придется родителям. Основные сложности у детей с ведущей левой рукой могут возникать в формировании навыков письма, чтения и счета. Это связано с тем, что у левшей нередко нарушено зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.

Отсюда могут возникать:

  • медленный темп письма;
  • замена одних геометрических фигур другими (например, круг-овал);
  • неровный почерк;
  • зеркальное написание букв, цифр, слов.

Зеркальное письмо является наиболее распространенной проблемой. К примеру, ребенок может писать слова, начиная с последней буквы или менять разворот отдельных букв в противоположную сторону. Особенно часто это проявляется, когда ребенок устал или невнимателен.

Другая сложность — выработка техники письма. Если ребенок обучается той же технике письма, что и праворукие дети, он закрывает строку кистью руки, размазывает чернила, при письме ему приходится делать усилие, толкать ручку вперед. Для левши неудобным является как левонаклонное, так и правонаклонное письмо, поэтому специалисты советуют приучать ребенка к написанию букв без наклона, прямо, разворачивая при этом тетрадь вправо. Так строка будет открыта и хорошо видна. Держать ручку можно либо так же, как держат правши, либо «крючком», когда рука располагается над строкой. От леворукого ребенка ни в коем случае нельзя требовать безотрывного письма.

Чтобы подготовить ребенка к школе, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • развитие мелкой моторики обеих рук (завязывать шнурки, расстегивать пуговицы, собирать мозаику);
  • выполнение упражнений для кисти левой руки:

— вращать кулаком в разных направлениях,
— поочередно прижимать пальчики сначала к третьим суставам, затем к ладони;
— широко развести пальцы, затем медленно и плавно соединять;
— широко развести пальцы, и соединять-разводить поочередно: указательный-средний, мизинец-безымянный;

  • развитие пространственной ориентации (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, по часовой стрелке, против часовой стрелки);
  • способность заранее спланировать движение, например, рисовать волны, соединять точки, обводить фигуры, срисовывать;
  • выбор канцелярских принадлежностей (ножницы для леворуких имеют иное расположение лезвий, что позволяет ребенку хорошо видеть линию разреза; лезвие в точилке тоже расположено иначе, чтобы было удобнее затачивать карандаш; специальные шариковые ручки учитывают особенность расположения левой руки при письме, имеют мягкую зону захвата, быстро сохнущие чернила, а иногда еще и особую, изогнутую форму.

Ребенок-левша: готовимся к школе - ребенок обводит цифры в тетради левой рукой

Хвалите ребенка за любые, даже самые маленькие, достижения и не делайте акцент на его исключительности, чтобы не давать повод чувствовать себя в меньшинстве, лучше подчеркивайте другие особенности, например, способность хорошо петь или быстро учить стихи, благо талантов у маленького левши всегда хватает!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • Маргарита Сергеева
    Большое значение имеет то, как вы сами к этому относитесь — это да. Вот у нас дома например всю жизнь стояла шведская стенка, самая простая с перекладинами, похожая на такую shved-stenka.ru/derevyannaya/karussell-vraspork-stene-1.html, нам с братом было интересно, мы с удовольствием лазали по ней. У подруги дома ничего такого не было, и когда она приходила к нам в гости искренне удивлялась, что у нас есть такая штуковина и мы на ней занимаемся — у них дома считали, что спорт для дураков, которым заняться нечем. Вот откуда ноги то растут!)
  • Анна Клименко
    Родила в начале ноября, переживаю за малыша чтоб не было ничего подобного с ним. Спрашивала в роддоме у педиатра как такого избежать. Нам прописали Аквавит Д3, для профилактики рахита. Капаю по одной капли в молочную смесь или в водичку. Витамины не берутся плёнкой, они водорастворимые.
  • Кристина Кузьменко
    09.01.2019 в 16:15
    Кристина Кузьменко
    Гиперактивность детей дошкольного возраста
    А как обходиться, если ребенок непослушный? Ведь большинство детей в таком возрасте не способны обучаться, если существуют проблемы в поведении. На сайте people-healths.ru/vospitanie-doshkolnika/ сказано, что гиперактивных детей довольно сложно приучить к дисциплине. Вот и моему ребенку поставили такой диагноз психологи. просто не понимаю, как его угомонить? «Шило в одном месте» буквально мешает ему запоминать даже небольшие правила
  • sofiek
    20.11.2018 в 12:03
    sofiek
    Салат "Зайчик"
    Забавный

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.