Родители, проводящие много времени со своими детьми трех-четырех лет, наверняка знают: игра как средство развития ребенка — это лучший способ научить чему-то малышей такого возраста. Какие же игры нужно выбирать, чтобы они имели значение не только приятного, но и полезного времяпрепровождения?
Специалисты обращают внимание, в первую очередь, на развитие у детей мелкой моторики — то есть маленьких движений, которые выполняются пальцами. Почему это так важно для общего развития малыша? Дело в том, что существует определенная связь межу корой головного мозга и кистями рук. Мелкие движения пальцев (мелкая моторика) влияют на развитие речи ребенка, они также помогают развивать координацию движений, воображение, память, наблюдательность. И, конечно, нельзя забывать и о том, что умение выполнять руками разнообразную тонкую работу, основанное на развитой мелкой моторике, (например, застегивать пуговицы, завязывать узлы) не раз пригодится ребенку в жизни.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей, желательно начинать делать, когда ребенок еще не достиг года. А вот останавливаться не нужно: и в три-четыре года малыши нуждаются в специальных играх и в значительной степени познают мир на ощупь. К занятиям, которые помогают развивать моторику у детей, относятся лепка и рисование. Другими действенными средствами также являются игры с разнообразными конструкторами и крупными бусинами, пазлы, мозаики. Малыши творческого склада с удовольствием вовлекаются в игры с пальчиковыми куклами или устраивают представления в театре теней, с помощью ладоней изображая разнообразные фигуры, что также является отличным средством развития мелкой моторики. Рисуя вместе с ребенком, обращайте внимание на то, как малыш держит кисти и карандаши; если развитие этого умения пока дается трудновато, можно использовать цветные мелки.
Большое значение также имеет то, что любые игры и занятия с малышом трех-четырех лет должны проходить в увлекательной и приятной форме, что способствует усилению роли игры в развитии ребенка. Конечно, если малыш очень послушен, вы можете заставить его сидеть на месте и терпеливо слушать вас, но, скорее всего, ребенок просто ничего не запомнит.
Многие малыши любят сюжетно-подражательные игры — такие, в которых можно на время перевоплотиться и сыграть роль врача, учителя, героя любимой сказки или популярного мультфильма. Хотя сейчас в магазинах можно найти практически все необходимое для таких игр, не стоит покупать слишком большие наборы. Дело в том, что в три-четыре года, наравне с мелкой моторикой, развивается и воображение ребенка, и так называемые игровые замещения (то есть ситуации, когда, например, коробка играет роль парты для игрушки-ученика) идут только на пользу. Многие родители не до конца понимают роль игры в развитии ребенка и начинают беспокоиться, если малыш слишком увлекается какой-то игрой, снова и снова повторяет действия, обусловленные игровой ролью, но поводов для тревоги в таком поведении нет: со временем дети перерастают даже самые любимые игры.
Значение игры в развитии ребенка сложно переоценить. Помните, что как раз в три-четыре года малыш активно учится играть с ровесниками. Совместные игры — это важная ступень в развитии ребенка. Будьте готовы прийти на помощь малышу, вмешаться, если возникнет острая ситуация, или напомнить о правилах совместных игр, например, о том, что чужие игрушки нельзя брать без спроса.