Помощник растет!

Помощник растет!

Помощник растет!

Пять-шесть лет — возраст, к достижению которого ребенок уже имеет достаточно полезных навыков. С детскими задачами он справляется легко: самостоятельно одевается и причесывается, может разложить по местам игрушки, накрыть на стол, убрать посуду после еды… К тому же ребенок становится ответственным, стремится быть полезным взрослым — а значит, приходит время более серьезных домашних обязанностей.

Наверное, каждая мама хоть раз слышала о детях, которые и завтрак могут сами приготовить, и с пылесосом ловко справляются, да и вообще с бытовой техникой ладят не хуже взрослых. Разумеется, такие вундеркинды есть. Но если ваш малыш не торопится встать к плите или взять на себя генеральную уборку, не стоит упрекать его в лени или считать неумехой — все-таки всему свое время.

Что можно поручить пятилетнему ребенку? Застилать постель (причем не только разворачивать покрывало, но и расправлять простыню, аккуратно складывать одеяло и подушку), вешать одежду в шкаф или класть ее в корзину для стирки (ребенку не всегда просто понять, какие вещи считать чистыми, а какие — грязными, но с этой задачей он постепенно научится справляться), собирать тетради, карандаши и прочие принадлежности для развивающих занятий (способствует развитию мелкой моторики у детей), поливать комнатные цветы, вытирать пыль, подметать, мыть пол (тут потребуется удобная швабра, соответствующая росту ребенка). Можно доверить дошкольнику и пылесос, но только в том случае, если он не слишком тяжелый. Неплохо дети справляются с ручной стиркой небольших вещей (носовых платков, носочков).

Ребенку вполне по силам заботиться о порядке на собственной территории — в детской комнате или выделенном малышу уголке. Позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно доставать и класть на место вещи; пусть то, что нужно малышу ежедневно, находится в зоне доступности — на нижних полках шкафов, в выдвижных ящиках. Хорошо, если у ребенка есть возможность систематизировать вещи так, как ему удобно; помочь в этом могут прозрачные пластиковые контейнеры или картонные коробки. Тут, кстати, стоит отметить, что дети обычно следуют примеру родителей. Если мама с папой не в силах справиться с дурной привычкой сваливать все в кучу, то и ребенок, несмотря на все требования и уговоры, скорее всего, будет поступать так же. Поэтому не ленитесь подавать хороший пример!

Многим детям (не только девочкам, но и мальчикам) нравится помогать на кухне: во-первых, работает стремление подражать взрослым, во-вторых, сам процесс приготовления еды оказывается интересным, становится одной из форм детского творчества. Но кухня — это все-таки территория повышенной опасности: тут и острые ножи, и тяжелые для ребенка сковородки, и горячие конфорки. Поэтому, если вы готовите вместе с малышом, будьте готовы уделять ему не меньше внимания, чем супу, жаркому и котлетам.

Ребенку можно поручить чистить картошку с помощью картофелечистки, а вот проделать ту же процедуру настоящим ножом без мелких травм едва ли удастся. Зато есть совершенно безопасные занятия: мыть овощи, перемешивать салат, лепить пельмени, катать шарики из теста, скручивать разнообразные рулетики. Имейте в виду — ребенку наверняка захочется попробовать то, что получилось, поэтому лучше, если малыш будет иметь дело с безопасными с точки зрения детского питания продуктами.

Не стоит думать, что, прибегая к помощи ребенка, вы эксплуатируете малыша: выполнение домашних обязанностей способствует правильному развитию внимательности у детей, если родители не забывают сочетать полезное… с полезным. Судите сами: накрывая на стол, ребенок считает приборы и тарелки (а уж если ожидаются гости, то можно и поупражняться в арифметике: придут трое, да нас четверо, это сколько же вилок надо?), использует такие понятия, как «право» и «лево» (а ведь многие дети еще и в школе их путают!), учится бережно обращаться с хрупкими предметами… Можно обратить внимание и на сервировку, сделать акцент на том, почему белая тарелка рядом с синей чашкой смотрится красиво, а красная с зеленой — не очень. А уж какой простор для воображения дает украшение салатов! И пусть елочка из петрушки смотрится наивно — за такую выдумку ребенка стоит похвалить.

Если вы готовите ужин к какому-то определенному времени (например, папиному приходу с работы или прибытию уже упомянутых гостей), обратите на это внимание ребенка. У вас будет лишний повод напомнить малышу, как определить, который час, поговорить о таких категориях, как «поздно» и «рано», «долго» и «быстро».

Непременно обращайте внимание на то, что за работу на кухне можно браться только чистыми руками, а при приготовлении пищи стоит надевать фартук (разумеется, подходящий малышу по размеру, но больше ничем не уступающий взрослому).

Особый интерес у детей вызывает бытовая техника, ее заманчивые кнопочки начинают привлекать внимание малыша задолго до того, как он задумывается о том, зачем нужны стиральная машина, микроволновая печь и тостер. Ребенку пяти-шести лет уже можно объяснить, как пользоваться полезными приборами, но только под вашим наблюдением: самостоятельные эксперименты опасны. Утюг пока держите в собственных руках, а малыша попросите раскладывать и развешивать выглаженные вещи.

Не ругайте ребенка, даже если у него не все получается так хорошо, как вам хотелось бы. На критику, особенно исходящую от родителей, дети реагируют очень остро и болезненно. Если случилась неприятность, сосредоточьтесь на том, чтобы вместе с ребенком устранить ее последствия — подмести осколки (не позволяйте малышу собирать их руками!), вытереть пролитую воду, постирать испачканную скатерть.

Отношение ребенка к домашним делам во многом формируют его родители. Если для них поддержание порядка, приготовление пищи, стирка и глажка — тяжкие, утомительные обязанности, то и у ребенка подобные занятия едва ли вызовут энтузиазм. Но если делать те же самые дела в хорошем настроении, за приятным разговором, а то и в форме игры, домашняя рутина может стать настоящим удовольствием. Если ребенок чему-то не научился в пять-шесть лет, это небольшая беда — еще успеет наверстать упущенное; а вот если домашние обязанности вызывают у него неприятные ассоциации, справиться с этим впоследствии будет очень нелегко.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • sofiek
    20.11.2018 в 12:03
    sofiek
    Салат "Зайчик"
    Забавный
  • Марк Дмитриевич  Куринов
    19.11.2018 в 19:36
    Марк Дмитриевич Куринов
    Формирование пищевых привычек с детства
    динозавр спит давайте споем колябельную
  • Екатерина Горячева
    в период простуд или адаптации в школе или детсаду важно выбирать мультивитамины для детей или с упором на укрепление иммунитета — с облепихой или шиповником и т. д. Я сама покупаю машек бэби формулу, просто на них подсели дети конкретно, ничего другое не пьют. Но вообще выбор у нас большой
  • Анна Вакулич
    30.11.2016 в 12:33
    Анна Вакулич
    Развитие логического мышления детей
    С удовольствием порекомендую сайт Лоджиклайк. Очень сильная методическая и программная платформа, которую развивают явно знающие и любящие свое дело люди.
    Сотни самых разных заданий на логику и смекалку, видео-уроки, звуковое сопровождение. Хорошо продумана система привлечения детского внимания и мотивации на новые математические открытия и успехи. В целом, очень приятная атмосфера для развития мышления у детей.

    Мы с сыном начали заниматься в 7 лет. Были сначала и очень простые задания, но постепенно доходим до таких головоломок, что и взрослому есть над чем «поломать голову»)
    Для нас этот сайт оказался отличной возможностью организовать сыну домашний кружок по логике и математике. Рекомендую всем дошкольникам в качестве инструмента для подготовки к школе, который как минимум стоит попробовать.

    В блоге есть бесплатные задания для ознакомления. А для полного доступа нужно сначала зарегистрироваться (https://logiclike.com/wizard) и, как известно, хорошее бесплатным не бывает. Но есть маленькая хитрость как сэкономить. Во время бесплатного пробного периода можно купить доступ на целый календарный год по цене 6 месяцев.

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.