Маленький повар: учим ребенка готовить!

Маленький повар: учим ребенка готовить!

Вряд ли кто-то поспорит, что для любопытного малыша кухня таит немало опасностей — горячая плита, острые ножи, многочисленные дверки, которыми можно прищемить пальцы. Но стоит взглянуть на это место в доме и с другой стороны. В восприятии ребенка кухня сродни волшебной лаборатории, где происходят совершенно невероятные вещи. Мука, яйца и масло неведомым образом превращаются сначала в тесто, а потом и в ароматное печенье, сухая крупа становится кашей, а если положить в воду свеклу, она окрасится в ярко-розовый цвет.

Поэтому кухня — отличное место для экспериментов, творчества, получения первых знаний по химии и физике. Проводя время на кухне вместе с ребенком, вы сможете расширить и его словарный запас - он узнает названия разных продуктов, блюд и способов их приготовления. Кроме того, сможет солить и перемешивать, раскладывать и украшать, перебирать крупы и бобовые, что будет прекрасно способствовать развитию мелкой моторики. Начать можно с самого легкого — следует научить ребенка готовить простые блюда. А чтобы обучение было интересным, стоит проводить его в игровой форме.

Веселые эксперименты

Чтобы кухня не ассоциировалась у ребенка с самого детства с чем-то скучным и неинтересным, начинать привлекать его к кулинарии лучше с простых и увлекательных экспериментов.

«Ледяные фигурки» Возьмите формочки для льда, пусть ребенок нальет в них воду, а потом поставит форму в морозилку. Через пару часов посмотрите, что получилось. Чтобы сделать эксперимент интереснее, можно налить в форму не воду, а компот (ледышки получатся цветными) или положить в каждую формочку цветочек, листик, ягодку, потом можно будет рассматривать ледяные фигурки и сравнивать, как замерзли разные плоды и растения.

«Опыты с яйцом» Интересным материалом для кулинарных экспериментов может стать обычное куриное яйцо. Для начала расскажите ребенку, как проверить, вареное оно или сырое — пусть попробует раскрутить яйцо. Сырое практически не будет вращаться, а вареное хорошо раскрутится. Это связано с тем, что у вареного яйца центр тяжести постоянен, а жидкое содержимое второго яйца болтается внутри, центр тяжести постоянно смещается и тормозит вращение.

Налейте в 2 прозрачных стакана воду, в один из стаканов добавьте ложку соли и размешайте. Попробуйте опустить яйцо сначала в обычную воду, а потом в соленую. В соленой яйцо будет тонуть медленнее — соленая вода плотнее и лучше удерживает предметы. Поэтому, например, в море проще плавать, чем в реке.

Или попробуйте опустить сырое яйцо в стакан с 9% уксусом, а через 12 часов покажите ребенку, что скорлупа стала совсем мягкой. На этом примере можно рассказать, как важно каждый день чистить зубы, иначе кислота, содержащаяся в пище, может испортить их так же, как уксус яичную скорлупу.

«Румяные пирожки» Если вы делаете пирожки, покажите, как замешиваете и раскатываете тесто, готовите начинку. Перед тем, как отправить пирожки в духовку, большую их часть смажьте яйцом, молоком или маслом, а парочку оставьте несмазанными. Когда достанете пирожки, покажите ребенку, что смазанные пирожки зарумянились, а те, которые вы оставили без внимания, так и остались бледными и невзрачными. Яйцо или масло, не позволяют испаряться влаге из теста, поэтому оно остается мягким, а на поверхности образуется красивая румяная корочка.

Нужна помощь?

К 3−4 годам ребенок начинает проявлять самостоятельность и интересоваться взрослыми делами, в том числе готовкой, уборкой, мытьем посуды. Почему бы и нет?! Ведь помощь маме всегда пригодится.

Проведите инструктаж по технике безопасности: расскажите про то, что не все можно пробовать на вкус, что нужно быть аккуратным с острыми предметами, горячей посудой и плитой. Выдайте маленькому повару нужную экипировку: фартук, поварской колпак (если есть) или просто косынку.

В 3−4 года ребенку уже можно доверить достаточно много дел:

  • помочь разобрать покупки и разложить все по местам;
  • вымыть фрукты и овощи;
  • подавать вам кухонный инвентарь — тарелку, кастрюльку, ложку;
  • сделать бутерброды из уже подготовленных и нарезанных продуктов;
  • протереть насухо мокрую посуду, а столовые приборы еще и разложить в лотке;
  • помыть посуду (хотя в первое время, конечно, будет больше пены и брызг, чем чистых тарелок, но вы сами заметите, что с каждым разом получаться будет все лучше).


К 5−6 годам движения ребенка становятся более целенаправленными и четкими, поэтому в этом возрасте дети уже в состоянии выполнять более сложные кулинарные задания:

  • учиться пользоваться ножом (начинать лучше со столового ножа, овощи им не нашинкуешь, но можно порезать мягкий сыр, яйцо или отрезать кусочек хлеба);
  • раскатать скалкой тесто и вырезать из него печенье с помощью формочки;
  • сделать канапе (как и в случае с бутербродами, вы нарезаете все ингредиенты на маленькие кусочки, а ребенок нанизывает их на шпажки);
  • помочь приготовить пиццу — аккуратно намазать тесто соусом и равномерно разложить все ингредиенты;
  • помочь с сервировкой стола (поручите ребенку расставить тарелки для семейного обеда, разложить вилки, ложки и ножи, поставить салфетки)
  • смешать ингредиенты в блендере (например, приготовьте вместе смузи — пусть ребенок нальет в чашу блендера йогурт, добавит банан, предварительно почистив его и разломив на кусочки, засыплет сезонные ягоды, затем вместе закройте крышку и позвольте ребенку нажать кнопку старта). Параллельно рассказывайте о технике безопасности — блендер нужно обязательно отключать от электропитания по окончании взбивания, нельзя включать его без продуктов и прикасаться руками к ножам блендера.


И, наконец, непосредственно перед школой, в 6−7 лет, имеет смысл научить ребенка разогревать еду и самостоятельно готовить несложные блюда (кашу, яичницу, бутерброды). Также в этом возрасте дети уже могут помогать убирать со стола и мыть посуду, тереть морковку, чистить картошку, резать лук.

Выбирайте блюда и кулинарные эксперименты, которые занимают не больше 30 минут и не нагружайте ребенка сразу многочисленными обязанностями, осваивайте новые дела терпеливо и последовательно. Главное, помните: с первого раза почти ни у кого ничего не получается идеально, что-то может рассыпаться, разлиться или сломаться, поэтому не ругайте ребенка, а поддержите, убедите, что нужно немного потренироваться, и совсем скоро получится настоящий кулинарный шедевр!
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • Ирина Кондратьева (Кукконен)
    21.11.2019 в 18:12
    Ирина Кондратьева (Кукконен)
    Какие витамины необходимы ребенку в осенне-зимний период?
    Полностью согласна со статьей, витамины С, Е и Д крайне важны для иммунитета и здоровья ребенка. И если первые два витамина модно восполнить с помощью продуктов, то витамин Д «добыть» не так просто. Поэтому иы без Аквадетрима никуда. Даю рано утром всего по две капельки, а польза огромная. Ребенок всегда в хорошем настроение, болеем крайне редко.
  • Маргарита Сергеева
    Большое значение имеет то, как вы сами к этому относитесь — это да. Вот у нас дома например всю жизнь стояла шведская стенка, самая простая с перекладинами, похожая на такую shved-stenka.ru/derevyannaya/karussell-vraspork-stene-1.html, нам с братом было интересно, мы с удовольствием лазали по ней. У подруги дома ничего такого не было, и когда она приходила к нам в гости искренне удивлялась, что у нас есть такая штуковина и мы на ней занимаемся — у них дома считали, что спорт для дураков, которым заняться нечем. Вот откуда ноги то растут!)
  • Анна Клименко
    Родила в начале ноября, переживаю за малыша чтоб не было ничего подобного с ним. Спрашивала в роддоме у педиатра как такого избежать. Нам прописали Аквавит Д3, для профилактики рахита. Капаю по одной капли в молочную смесь или в водичку. Витамины не берутся плёнкой, они водорастворимые.
  • Кристина Кузьменко
    09.01.2019 в 16:15
    Кристина Кузьменко
    Гиперактивность детей дошкольного возраста
    А как обходиться, если ребенок непослушный? Ведь большинство детей в таком возрасте не способны обучаться, если существуют проблемы в поведении. На сайте people-healths.ru/vospitanie-doshkolnika/ сказано, что гиперактивных детей довольно сложно приучить к дисциплине. Вот и моему ребенку поставили такой диагноз психологи. просто не понимаю, как его угомонить? «Шило в одном месте» буквально мешает ему запоминать даже небольшие правила

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.