Как научить ребенка решать конфликты?

Как научить ребенка решать конфликты?

Причины конфликтов между детьми зависят от возраста. Если первоклассники чаще ссорятся из-за правил игры и борются за справедливость, то для пятилетних причиной спора становится распределение ролей в игре, те, кто еще младше, выясняют отношения из-за игрушек. Как научить ребенка решать любые споры?

Конфликты бывают разные…

Первые конфликты с окружающими возникают у ребенка в три года. В это время он учится разделять себя и весь остальной мир, понимает, что обладает рядом уникальных признаков, таких как имя, пол, возраст, цвет глаз, начинает активнее выражать собственные желания. При этом анализировать эмоции и чувства других людей малышу пока не под силу: «я знаю, чего хочу» (например, кататься на самокате) и «не понимаю, почему не могу это получить» (самокат принадлежит другому ребенку, и он тоже хочет покататься).

Количество конфликтов увеличивается, когда ребенок идет в детский сад. Ведь в семье ему доставалось максимум внимания и заботы: родители отдавали самый вкусный кусочек, поддавались в игре, разрешали занять любое понравившееся место и не претендовали на игрушки. В детском коллективе все по-другому: чтобы получить то, что хочешь, придется либо отстаивать свое право кулаками, либо договариваться и искать решение, которое устроит всех.

Детские конфликты психологи делят на внешние и внутренние.

С внешними дети чаще всего могут справиться сами. Такие споры непродолжительны и не затрагивают внутренние переживания ребенка. Это ситуации, когда дети не хотят делиться игрушками или не могут решить, во что играть (кто-то хочет играть в дочки-матери, а кто-то — строить из кубиков дом). Специалисты считают, что избегать внешних конфликтов не стоит, более того, они даже полезны, потому что учат детей договариваться, помогают понять, что такое справедливость, сотрудничество и компромисс.

Внутренние конфликты решить без помощи взрослых вряд ли удастся. Случается, что физически сильные, активные дети могут не принимать в игру более слабого малыша. Или ребенок просто не проявляет интереса к общению со сверстниками, например, слишком стеснителен или не понимает правила игры.

Стоит ли вмешиваться?

Дети относятся к конфликтам по-разному. Спокойные и немногословные старательно их избегают — проще отдать игрушку, чем спорить или драться. Некоторые не провоцируют конфликт сами, но могут легко втянуться, например, под влиянием лидера группы. Конечно, есть и провокаторы. Они сознательно задевают других, считая себя, например, взрослее или сильнее, привлекают внимание взрослых.

Без особой необходимости в детские ссоры лучше не вмешиваться. Но если же вы замечаете, что ваш ребенок провоцирует конфликтные ситуации или ссора слишком затянулась, вмешаться стоит. Только не предлагайте сразу варианты решения, а помогите детям самим разобраться, кто и в чем был не прав.

  • Для начала опишем проблему. Научите ребенка высказывать свои чувства, используя для этого «я"-сообщение: «Я расстроился, потому что мне не дали игрушку», «Я не понял задание», «Я хотел съесть последнюю конфетку», а не «Они меня обижают» или «Они не хотят со мной играть». Если описать проблему через собственные переживания пока не получается, помогите малышу наводящими вопросами.
  • Найдем причину конфликта. Помогите ребенку ответить на вопрос: почему возникла ссора? Помните, что в каждой конфликтной ситуации вы должны решать одну конкретную проблему. Останавливайте ребенка, когда он перечисляет множество разных проблем или начинает обобщать: «Саша плохой, он меня всегда обижает, никогда не дает игрушки». Саша именно сегодня не дал поиграть своей машинкой, а не «вообще плохой».
  • Что такое компромисс? Объясните ребенку, что решение любого спора должно устраивать всех его участников. Подумайте вместе, какое решение понравилось бы и вашему сыну или дочке, и другому ребенку? Постарайтесь донести, что другой человек тоже испытывает чувства — ему бывает обидно, больно, он может быть в плохом настроении. Ведь конфликтные ситуации между детьми чаще всего связаны именно с отсутствием сопереживания и понимания того, что чувствует другой.


Игры для примирения:

«Меняемся ролями» Предложите ребенку разобрать случившийся конфликт и примерить на себя роль того человека, с кем произошла ссора. Задавайте ребенку разные вопросы, касающиеся ссоры и попросите отвечать так, как отвечал бы «противник». Такой прием позволит взглянуть на ситуацию со стороны, и понять переживания другого участника конфликта.

«Символ примирения» Для детей, которые много времени проводят вместе, можно создать особый символ примирения, например, взять небольшой плед или коврик и превратить его в ковер мира. Положите плед на пол, попросите детей устроиться на нем друг напротив друга и рассказать, из-за чего произошла ссора. Обсудите, как можно решить спор? Пусть дети сами предложат варианты и потом выберут лучший. Чтобы символ примирения имел еще большую ценность, украсьте его вместе с детьми, например, вышейте их имена.

«Слово мудреца» Попросите одного из участников ссоры сесть в кресло и закрыть глаза. Пусть он представит себя восточным мудрецом, опишите, во что одет ваш маленький мудрец, расскажите, как много людей собрались, чтобы услышать его справедливое решение, и попросите дать самый правильный совет, который учитывает интересы всех участников конфликта. После этого место мудреца должен занять другой участник ссоры. Затем соберите совет мудрецов и выберите то решение, которое понравится всем.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • Ирина Кондратьева (Кукконен)
    21.11.2019 в 18:12
    Ирина Кондратьева (Кукконен)
    Какие витамины необходимы ребенку в осенне-зимний период?
    Полностью согласна со статьей, витамины С, Е и Д крайне важны для иммунитета и здоровья ребенка. И если первые два витамина модно восполнить с помощью продуктов, то витамин Д «добыть» не так просто. Поэтому иы без Аквадетрима никуда. Даю рано утром всего по две капельки, а польза огромная. Ребенок всегда в хорошем настроение, болеем крайне редко.
  • Маргарита Сергеева
    Большое значение имеет то, как вы сами к этому относитесь — это да. Вот у нас дома например всю жизнь стояла шведская стенка, самая простая с перекладинами, похожая на такую shved-stenka.ru/derevyannaya/karussell-vraspork-stene-1.html, нам с братом было интересно, мы с удовольствием лазали по ней. У подруги дома ничего такого не было, и когда она приходила к нам в гости искренне удивлялась, что у нас есть такая штуковина и мы на ней занимаемся — у них дома считали, что спорт для дураков, которым заняться нечем. Вот откуда ноги то растут!)
  • Анна Клименко
    Родила в начале ноября, переживаю за малыша чтоб не было ничего подобного с ним. Спрашивала в роддоме у педиатра как такого избежать. Нам прописали Аквавит Д3, для профилактики рахита. Капаю по одной капли в молочную смесь или в водичку. Витамины не берутся плёнкой, они водорастворимые.
  • Кристина Кузьменко
    09.01.2019 в 16:15
    Кристина Кузьменко
    Гиперактивность детей дошкольного возраста
    А как обходиться, если ребенок непослушный? Ведь большинство детей в таком возрасте не способны обучаться, если существуют проблемы в поведении. На сайте people-healths.ru/vospitanie-doshkolnika/ сказано, что гиперактивных детей довольно сложно приучить к дисциплине. Вот и моему ребенку поставили такой диагноз психологи. просто не понимаю, как его угомонить? «Шило в одном месте» буквально мешает ему запоминать даже небольшие правила

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.