Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей


Первые способности у многих детей проявляются уже в достаточно раннем возрасте. Кто-то хорошо рисует, кто-то быстро бегает, кто-то легко решает математические задачки, а кто-то с точностью воспроизводит мелодии. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста — серьезная тема, которой отведен целый раздел в психолого-педагогической практике. Доверить ее лучше специалистам в этой области, однако некоторые методики можно применить и в домашних условиях.

Что нужно оценить

Нужно понимать, что под музыкальными способностями понимается не просто умение петь или играть на инструменте. Оценивать необходимо множество факторов, в том числе:


  • музыкальный слух;

  • чувство ритма;

  • координацию и моторику;

  • музыкальную память;

  • музыкальное чутье.

Одни факторы обусловлены физиологическими данными, другие — особенностями характера и темперамента. Соответственно, некоторые навыки можно успешно развить практически с нуля. Например, как развивать слух ребенка, знает любой профессиональный педагог по музыкальным дисциплинам.

Другое дело — врожденная музыкальная интуиция. Далеко не все популярные певцы, композиторы и музыканты могут похвастаться ее наличием. Поэтому если уже с раннего возраста ребенок демонстрирует умение легко воспроизводить мелодии, значит, занятия музыкой в его жизни обязательно должны присутствовать. В то же время, если малыш, по мнению взрослых, не очень хорошо поет, рано ставить крест на его музыкальных способностях. Исполнение песен — это, по большей степени, показатель умения владеть вокалом, а этот навык не является единственным определяющим в вопросе музыкального потенциала ребенка.

Диагностика музыкальных способностей детей - девочки поют

Общение и наблюдение

Существует множество исследований и теорий, рассказывающих о том, как определить музыкальные способности у ребенка. Самый простой способ при этом — просто наблюдать за ним. Обращайте внимание на следующие моменты:


  • Общий интерес ребенка к музыке. Как он реагирует на песни? Прислушивается ли к фоновой музыке? Подпевает, подтанцовывает в процессе? Нравится ли ему какой-то конкретный стиль или его интересуют разные музыкальные направления?

  • Музыкальная память. Напевает ли малыш в течение дня ранее услышанные песни? Насколько точно он воспроизводит слова и мелодию? Возможно, ребенок сам придумывает «композиции», пусть даже без слов?

  • Чтение стихов. Стихотворения сами по себе очень ритмичны и выразительны. Если малыш обладает музыкальными способностями, то и стихи он будет читать эмоционально, не игнорируя интонационные ударения и паузы.

  • Публичные выступления. Диагностику развития музыкальных способностей детей можно проводить даже во время их выступлений в детском саду. Это могут быть как музыкальные номера, так и просто участие в пьесах. Стремление малыша показать себя на утренник — еще один важный момент, определяющий музыкальный потенциал.

Диагностика музыкальных способностей детей - учитель  с детьми играет на музыкальных инструментах

И все же наиболее значимым фактором является непосредственно интерес ребенка к музыке. Все остальное — это лишь дополнительные показатели его психологической и эмоциональной готовности к занятиям.

Кстати, сам малыш тоже может рассказать взрослым о своей заинтересованности в изучении музыкальных дисциплин. Заведите с ним разговор о современных исполнителях, музыкальных инструментах и т. д. Посмотрите на его реакцию относительно данной темы и открытость в обсуждении.

Методики и упражнения

Помимо простого наблюдения, взрослые могут выполнять и простые упражнения, направленные на определение музыкального слуха и чувства ритма малыша. Проводить их лучше в игровой форме, чтобы ребенок больше увлекся процессом.


  1. Включите или сыграйте на инструменте простую мелодию — короткую и понятную. Попросите ребенка ее воспроизвести. Если не получается с первого раза, повторите попытку несколько раз.

  2. Сыграйте на фортепиано два звука — из нижнего и верхнего регистра. Задача малыша — определить, какой звук выше, а какой — ниже. Если он не знает, что значит «выше и ниже» в отношении звуков, объясните ему, а затем повторите упражнение.

  3. Включите любую достаточно мелодичную песню. Попросите малыша похлопать в ладоши или потанцевать под музыку. Это упражнение поможет определить чувство ритма, от которого нередко зависит выбор музыкального инструмента для ребенка.

  4. Простучите или прохлопайте небольшой музыкальный отрывок. Попросите малыша повторить. При необходимости простучите отрывок еще несколько раз.

Диагностика музыкальных способностей детей - мальчик на фоне нот

Нередко родителям кажется, что ребенок талантлив от рождения, поэтому по собственному решению определяют его в музыкальную школу. Однако объективные выводы относительно музыкального потенциала могут сделать только специалисты с музыкальной практикой.

А как вы обнаружили у своего малыша музыкальные способности? Планируете ли вы записать его в музыкальную школу, и проявляет ли сам ребенок интерес к музыке? Поделитесь своими историями в комментариях.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • Ирина Кондратьева (Кукконен)
    21.11.2019 в 18:12
    Ирина Кондратьева (Кукконен)
    Какие витамины необходимы ребенку в осенне-зимний период?
    Полностью согласна со статьей, витамины С, Е и Д крайне важны для иммунитета и здоровья ребенка. И если первые два витамина модно восполнить с помощью продуктов, то витамин Д «добыть» не так просто. Поэтому иы без Аквадетрима никуда. Даю рано утром всего по две капельки, а польза огромная. Ребенок всегда в хорошем настроение, болеем крайне редко.
  • Маргарита Сергеева
    Большое значение имеет то, как вы сами к этому относитесь — это да. Вот у нас дома например всю жизнь стояла шведская стенка, самая простая с перекладинами, похожая на такую shved-stenka.ru/derevyannaya/karussell-vraspork-stene-1.html, нам с братом было интересно, мы с удовольствием лазали по ней. У подруги дома ничего такого не было, и когда она приходила к нам в гости искренне удивлялась, что у нас есть такая штуковина и мы на ней занимаемся — у них дома считали, что спорт для дураков, которым заняться нечем. Вот откуда ноги то растут!)
  • Анна Клименко
    Родила в начале ноября, переживаю за малыша чтоб не было ничего подобного с ним. Спрашивала в роддоме у педиатра как такого избежать. Нам прописали Аквавит Д3, для профилактики рахита. Капаю по одной капли в молочную смесь или в водичку. Витамины не берутся плёнкой, они водорастворимые.
  • Кристина Кузьменко
    09.01.2019 в 16:15
    Кристина Кузьменко
    Гиперактивность детей дошкольного возраста
    А как обходиться, если ребенок непослушный? Ведь большинство детей в таком возрасте не способны обучаться, если существуют проблемы в поведении. На сайте people-healths.ru/vospitanie-doshkolnika/ сказано, что гиперактивных детей довольно сложно приучить к дисциплине. Вот и моему ребенку поставили такой диагноз психологи. просто не понимаю, как его угомонить? «Шило в одном месте» буквально мешает ему запоминать даже небольшие правила

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.