Ассоциации: запоминаем на основе ощущений и впечатлений

Ассоциации: запоминаем на основе ощущений и впечатлений

Вы удивляетесь, как пяти — шестилетнему ребенку удается с легкостью запомнить большой объем информации? Ему помогает ассоциативная память! И результаты будут еще лучше, если вы займетесь ее развитием.

Вспомните раннее детство своего ребенка. В возрасте двух — трех лет он увлеченно разыгрывал ситуации, сюжеты которых «подсмотрел» в жизни взрослых. Так живо, в деталях представить себе прием у врача или поход в магазин в этой игре ему помогала ассоциативная память.

Этот тип памяти начинает развиваться в первые месяцы жизни, вслед за двигательной памятью и к пяти годам уже позволяет крохе не только фантазировать на основе воспоминаний о реальных событиях, но и легко запомнить и вспомнить стихи, даты и иностранные слова, которые он разучивает в играх и на занятиях. И именно ассоциативная память становится для ребенка подспорьем в успешной учебе.

Механизм ассоциаций
Заложенная самой природой способность к запоминанию образов позволяет ребенку не просто узнавать все больше и больше интересной информации, но и связывать ее с запасом знаний, который уже хранит его память.

Простые упражнения для развития ассоциативной памяти помогут малышу научиться пользоваться этим ресурсом информации и помогут ему в учебе, ведь параллельно с развитием этого типа памяти прививаются навыки анализа, классификации и образного мышления. Можно развивать ассоциативную память у детей через игры.

Игры для развития ассоциативной памяти у детей

Когда малыш станет школьником, процесс обучения потребует от него не просто запоминать информацию, но и находить связь между отдельными ее элементами. На развитие этого навыка направлены игры, которые условно можно разделить на три категории — «Ощущения», «Одинаково / Похоже» и «Если бы…».

Описываем ощущения
• Предложите малышу ощупать отрезы ткани разной текстуры и описать свои ощущения. О шерсти можно сказать, что она немного колется и кажется шершавой. О замшевом лоскутке — что он тоже шершавый, но значительно мягче шерсти. Бархат — очень приятный и мягкий на ощупь, он кажется теплым. Атлас и шелк — гладкие, нежные и прохладные.
• После прогулки спросите малыша, как он чувствовал себя на улице, и попросите подумать, почему? Так, зимой ему было холодно, щипало носик и щеки — это от того, что температура воздуха низкая. А летом — все наоборот! Обязательно вспомните об этой разнице сезонов.

Ищем схожие черты
• Начните с простого — пары изображений, которые в значительной степени повторяют друг друга. Попросите кроху найти одинаковые элементы — к примеру, мячики, собачки и девочка есть на обоих рисунках.
• Со временем — подбирайте картинки, схожесть которых будет не столь очевидна.
• Перейдите к поиску неочевидных — «контекстных» — сходств. К примеру, сравнивая два фото с совершенно разными сюжетами, обратите внимание ребенка на то, что оба кадра сделаны на природе — пусть на одной картинке изображено озеро, а на второй — лужайка; обе картинки изображают природу летом — пусть на одном фото вы видите лес, а на втором — грядки.
• Играйте в сравнения постоянно! К счастью, материалом для игры может стать все, что вы видите вокруг.

Воображаем!

Для того чтобы научиться находить и выстраивать ассоциативные связи, малышу стоит как можно больше фантазировать и придумывать сюжеты. В качестве идеи для игры предлагайте ребенку поразмыслить над любой «жизненной» ситуацией. Так, во время похода в магазин игрушек поразмышляйте о том, кто и как придумывает игрушки. А, играя с теми же самыми лоскутками, которые вы описывали с точки зрения ощущений, задумайтесь: что будет, если на них капнуть водой — какими они станут, как изменятся ощущения от соприкосновения с тканью?

Пожалуй, на примере этих простых механик становится ясно, что предметом игры может стать буквально любой объект. Важно лишь, чтобы он был любопытен самому ребенку — вызывал у него живой интерес, пробуждал фантазию!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
  • Последние комментарии
  • Кристина Кузьменко
    09.01.2019 в 16:15
    Кристина Кузьменко
    Гиперактивность детей дошкольного возраста
    А как обходиться, если ребенок непослушный? Ведь большинство детей в таком возрасте не способны обучаться, если существуют проблемы в поведении. На сайте people-healths.ru/vospitanie-doshkolnika/ сказано, что гиперактивных детей довольно сложно приучить к дисциплине. Вот и моему ребенку поставили такой диагноз психологи. просто не понимаю, как его угомонить? «Шило в одном месте» буквально мешает ему запоминать даже небольшие правила
  • sofiek
    20.11.2018 в 12:03
    sofiek
    Салат "Зайчик"
    Забавный
  • Марк Дмитриевич  Куринов
    19.11.2018 в 19:36
    Марк Дмитриевич Куринов
    Формирование пищевых привычек с детства
    динозавр спит давайте споем колябельную
  • Екатерина Горячева
    в период простуд или адаптации в школе или детсаду важно выбирать мультивитамины для детей или с упором на укрепление иммунитета — с облепихой или шиповником и т. д. Я сама покупаю машек бэби формулу, просто на них подсели дети конкретно, ничего другое не пьют. Но вообще выбор у нас большой

Рекомендованные статьи

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий и параметров на нашем веб-сайте (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес), что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы соглашаетесь с обработкой данных.